rock (xxrock) wrote,
rock
xxrock

Categories:

маленькое приключение в больших горах

...нас было четверо: Саня, Рус, Тимур и моя скромная персона.

В один из обычных рабочих дней ко мне в кабинет зашел мой коллега Тимур и не мудрствуя лукаво сказал: "Ты же уже ездил на Иссык-Куль через горы на велосипеде? Мы тоже с друзьями собираемся, поехали с нами, ты знаешь дорогу". Я конечно парировал, что такая поездка - это вовсе не "прогулка", к ней надо целенаправленно готовиться, получить высотную акклиматизацию, да и просто иметь мало-мальский опыт передвижения по горной местности в седле мтб. Но если бы мои возражения возымели верх, вы бы сейчас не читали этот текст.

Когда мы закончили погрузку вещей и байков часовая стрелка уже приближалась к восьми часам вечера. Время поджимало, запрыгнув в ниву мы выехали из душного города по направлению к Большому Алматинскому Озеру (БАО). Дорога прошла незаметно. Все были в предвкушении будущего похода. Когда мы подъехали к "трубе" уже смеркалось. Оставшиеся 7км до БАО было решено подняться на байках, для разминки и проверки комнадного духа. В августе в горах темнеет предательски быстро, буквально через пару километров мы уже ехали в кромешной темноте. Луны не было, каменистую дорогу перед байками выхватывали из темноты наши верные фонари. Около "Альпийской Розы" нас обгнали две машины ЧС, на БАО какое-то ЧП. За три километра до озера случилась первая осечка и у нас - у Сани порвалась цепь. Сначала мы растерялись, поход начинался не очень благоприятно. Потом, сориентировавшись, остановили идущую рядом ниву, достали молоток, плоскогубцы и под тусклым светом фонарей стали клепать цепь. Через 15 минут упорного труда, цепь приняла свой рабочий вид. Но ее надо смазать, ведь заклепанное звено ходит очень туго. Смазки естественно ни у кого не нашлось, зато в недрах нивы отыскался флакончик с тормозной жидкостью. После недолгих раздумий мы пустили его в ход и подъем продолжился.

Заночевали на озере в домике у метеоролога. Мы быстро нашли с ним общий язык. За чашкой горячего чая он рассказал нам много интересеного о своей работе, озере и вообще о жизни. Оказывается в Чонг-Кемине затопили какой-то внедорожник, ЧС-ники приезжали по его душу.

Настало утро 18 августа 2004г. Переход мы планировали совершить за два дня, поэтому с утра, проснулись не в 5:30 как обычно делают покоряющие Иссык-Куль байкеры, а довольно поздно - в 7:00. Быстрые сборы, завтрак, в девятом часу мы уже сидим в седлах, поднимаясь на перевал "Озерный". Все свежие, едется легко и почти непринужденно. Небольшой брод не представляет особых трудностей, река Озерная с утра маловодна.


Ближе к обеду перевал Озерный нам покоряется. На высоте 3500м над уровнем моря мы устраиваем обед - разжигаем сухое горючее, готовим кашу. Саня выдает всем витамины для поддержания тонуса. На перевале встречаем немецких туристов, они идут на Иссык-Куль пешком, на ночлег планируют остановится под первалом, уже на киргизской сторне. У нас же палатки нет, только спальники, поэтому мы должны сегодня перевалить Озерный, проехать долину Чонг-Кемин и добраться до вагончиков под вторым первалом. Вагончики, брошенные строителями дороги должны заменить нам палатки.

Спуск с Озерного приносит огромное удовольствие. Отличный приз за подъема на большую высоту. Быстро проносимся его, фотографируясь по дороге. Через час упираемся в Чонг-кемин. Красивая, величественная горная река. О мосте, когда распологавшимся здесь, напомнианют лишь остатки насыпи. Сам мост суровая река снесла на корню. Решаем переходить вброд. Долго выбираем место. К тому времени в верховьях погода испортилась, виднеются тучи, видимо идет дождь - вода окрасилась в бурый цвет, поток очень сильный. Перепробовав несколько мест так и не смогли найти приемлемого брода. Некоторое время мы стояли в тупике, пока Рус, не взял байк и не пошел переходить реку в месте, как ему показалось, наиболее пригодном для этого: там река разбиватеся на два рукава, которые разделяет каменный остров. Он доходит до середины, видно что ему идти очень тяжело, вода хлестает ему по животу. За пару метров до спасительного острова Руса все-таки сносит течение, он падает вместе с байком в бурную реку и его начинает уносить вниз, на противоположном берегу мы цепенеем от ужаса. Но к своему счатью Рус успевает схватиться рукой за прибрежный валун, чудом выбирается из воды и падает на противиположном берегу на спину. Не встает. Что с ним? В головах у нас крутятся самые тревожные мысли. Саня бросается на противоположный берег сам, переходит реку и оказывается на острове рядом с Русом. Берет его на плечо и практически переносит через второй рукав на противоположный берег, Рус заметно хромает. Тогда мы подумали, что у него повреждена нога. Саня тем временем, оставляет лежащего Руса и возвращается на остров. Он с одной стороны и Тимур с другой натягивают веревку. Решаем, что я буду переходить, используя веревку в качестве сраховки. Взваливаю байк на плечо, одной рукой держусь за веревку и захожу в воду. Каждое движение дается с большим трудом, к тому же ноги мгновенно немеют от холода. Шаг, еще один, начинаю качатся, как только поднимаю ногу чтобы сделать очередной шаг течение разворачивает меня спиной вверх и опрокидывает в воду. Хорошо, что на голове шлем. Ледянная вода поглощает меня и рюкзак, быстро тащит вниз по камням, вырывая байк и рук. Из последних сил держусь за спасительную веревку, байк вываливается из рук и цепляется треугольником рамы за ногу. Тимура вместе с веревкой тоже тащит по течению, Саня с другой стороны кидается вниз подсекая меня как рыбу и выводить на мелководье вместе с байком, я выползаю из воды и сажусь на камни на том же берегу, с которого я парой минут раньше вошел в воду. Неудачная попытка формировать реку. Саня решает перебираться к Русу, ведь оставлять его одного нельзя. С Тимуром пытаемся заставить его обмататься веревкой для страховки, но нет, он бросает веревку и переходит оба рукава реки еще раз самостоятельно. Ну просто монстр! Замечаю, что вся левая нога в крови, поранил в реке об острые камни. Скидываю мокрую одежду и пытаюсь найти в рюкзаке сухую. Тщетно, весь рюкзак с вещами, бумажником и фотоаппартом так же как и я побывал под водой. Солнце заходит в горах предательски рано, к тому же набегают тучи и резко холодает. Начинаю приседать, чтобы согреться и тут замечаю, что от левого сандалия, в котором я переходил реку осталаось только половина. Вторая видимо оторвалась от удара о камни. Почему-то не чуствую пальцев левой ноги. Может от удара или холода, а может и от шока. Стараюсь не паниковать, растираю пальцы, абсолютно не чуствую боли, весь дрожу. Тем временем к противоположному берегу, где находятся Рус с Саней подходят туристы. Видя весь этот спектакль они не решаются переходить реку и ставят палатку на противоположном берегу и заносят туда Руса. Мы же на своем берегу начинаем спорить с Тимуром как быть дальше. Он предлагает заночевать на этом месте, а утром перейти реку по малой воде, я же предлагаю ехать на БАО за помощью, судя по всему с Русом что-то серьезное, время терять нельзя. На другом берегу стоит Саша, но переговорить с ним не получается. Мы кричим что есть сил, срывая голосвые связки, но все безтолку, наши крики тонут в реве горной своенравной реки. Единственное, что мы понимаем из его знаков, что Саня уже не сможет сегодня еще перейти реку, слишком холодно и опасно, он остается с Русом, в палатке с туристами на том берегу. Мы должны оставаться на этом берегу или ехать за помощью. Тимур устал, он решает остаться и заночевать на месте. Я же поеду обратно. Наступает самый мелодрамотичный момент: я собираюсь ехать, оставляю ему свой спальник (без палатки, но с двумя спальниками ему будет теплее), мы делим наши запасы еды поровну. Отжимаю и напяливаю кофту и куртку, пусть они мокрые, но все же с ними теплее. Надо вернуться на БАО, т.е. туда откуда мы сегодня выехали утром и вызвать помощь для эвакуации Руса. По нашим предположениям у него перелом/вывих/растяжение ноги. Залазию на байк и отправляюь в обратный путь, снова вверх на перевал. Тимур обещает ждать на этом берегу. Через пару километров интеснивнйо работы начинаю согреваться. Тут начинает предательски болеть нога. Стараюсь не концентрироваться на этом. Километров через 6, на подъезде к серпантинам замечаю внизу в долине палатки, наверное это немцы, которых мы сегодня встретили на перевале. Далеко, спускатся к ним нет времени, Тимур про них знает, в критической ситуации сможет сам подняться до них. Начинаю подъем на серпантин. Тяжеловато. Перекусываю сникерсом, вроде помогает. Кое-где спешиваюсь, надеясь сэкономить побольше сил. Уже заканчиваю подъем, до перевала подать рукой и тут вижу на последнем пролете. МЧС-овский камаз, движущийся ко мне на встречу. Ребята продираются по гороной дороге, вручную расчищяя ее от камней. Воодушевленный такой удачей торможу их, они оказываются едут на поиски затонувшего в Чонг-Кемине джипа. Забираюсь в кузов и рассказываю свою историю. Ребята говорят, что джип затонул где-то в районе моста, спрашивают не видели ди мы его. Нет, обрадовать их мне нечем, джипа мы не выидели. Начиначется пуск с серпантина, второй для меня за этот день. Каждый пролет трудно дается этой махине, камаз не проходит между камнями разбросанными по дороге. перееехать их тоже не выйдет, слишком велики. Всю дорогу ребятам приходиться расчищатить от камней. Благо у них есть интрументы. Начинается дождь. Ветер. За бортом холодно, противно. Хорошо, что в кузове есть печка. Сушу там свои вещи и беспокоюсь о Тимуре, он без палатки. Спуск, который на велосипедах мы "пролетели" за час у грузовика занимает 4(!) часа. На некоторых участках камаз так накреняется и скрипит, что кажется вот-вот опрокинется в пропасть, каким-то чудом и благодаря мастерству водителя он остается на колесах. По ходу спуска, со стороны ущелья, где стояли немцы нам кто-то мигает фонариком. Что бы это значило?

Только к 11 часам ночи мы подъезжаем к месту нашего брода. Абсолютная темнота. Джипа не видно. Сигналим, включаем сирену. Начинаем поиски Тимура - тщетно. Обыскали весь берег. Никого нет. Кричим в громокоговоритель. Ничего. На противоположном берегу виден луч фонарика, появляется Саша. Перекрикивая бурный поток воды, пытаемся узнать где Тимур. Но он не знает. ЧС-ники решают попробовать переехать Чонг-Кемин, чтобы помочь Русу. Водитель долго ищет брод, въезжая в воду в несколькоих местах. Но поток воды тащит вниз даже тяжеленный специализированный трехмостовый камаз! Ни о какой переправе сегодня не может быть и речи. Остаемся все на своих местах. Решаем, что Тимур ушел к немцам вверх и именно он моргал нам фонариком на серпантине. Прекращаем его поиски начинаем подготовку к ночевке. Я ночую в кунге камаза, вместе с ЧС-никами, Рус с Саней на противоположном берегу с туристами в палатке. Выпиваем с ЧС-никами 100 грамм для снятия стресса и согрева. Внутри теплеет. Расслабляюсь. Устраиваюсь на полу в кузове, спальника нет поэтому укрываюсь ЧС-овскими куртками. Наступает тяжелый сон.

Утро. Солнце встало и осветил горы яркими лучами. Ясно, о вчерашней непогоде ничего не напминает. Вверх по течению находим новенький черный внедорожник Toyota Sequoya. Камаз быстро вытаскивает его на троссе его из воды. В салоне 5 сантиметров ила, оказывается он стоял там 3 суток. Водителю пришлось идти пешком до БАО, чтобы вызвать МЧС. Возвращаться и показать место аварии он наотрез отказался, только объяснив на словах как найти автомобиль. Видимо переживаний и стресса ему уже хватило надолго вперед. Переезжаем на другую сторону Чонг-Кемина. По-утру воды настолько мало, что большегрузная машина с легкостью пересекает реку. Оказывается у Руса вывих плеча. Ночью был жар, руку несколько раз вправляли, но она снова выходила. Помогали с этим туристы, среди которых был некий Автандиль. Он быстро втерся в доверие, поделился сухими носками и предложил коньяк для согрева. А затем, дождавшись ночи, пока Рус был в полубессознательном состоянии, а Саня общался с нами на берегу, он взял его рюкзак (с вещами, деньгами и документами), сел на его байк и укатил вниз по течению. Имя Автандиль у нас стало нарицательным, обозначая вора, гада и вообще полного говнюка. Ну как так можно поступить в горах, обворовывать человека в беспомощном состоянии. Правда остальные туристы оказались более порядочными, оказывается Автандиль присоединился к ним где-то на пол-пути и они его не знали.

Но где же Тимур, задаемся мы вопросом? От него до сих пор нет вестей. И тут видим как с противоположного склона горы на лошади вместе с какими-то охотниками спускается Тимур. Оказывается они наблюдали за нашей переправой сверху из своего лагеря в бинокль, но не решались спуститься, потому что по сути являются браконьерами, незаконными охотниками на сусликов ради меха. Когда все успокоилось, они спустились на лошадях и предложили одинокому замерзающему Тимуру перебраться к ним. Он спрятал свой байк где-то на берегу, а сам с вещами поднялся вверх по ущелью к охотничей стоянке. Охотники накормили его похлебкой из мяса сусликов и предоставили место в палатке. Самое интересное, что по утру мы не обнаружили и байк Тимура. Искали долго, заглядывая под каждый валун, методично обследуя береговую линию метр за метром. Охотники тоже просказали на лошадях округу, в его поисках. Ну не мог же Автандиль переправиться ночью и стащить второй байк? Не мог. Куда пропал второй велосипед осталось загадкой и по сей день. Возможно эти же браконьеры незаметно ночью перепрятали его, а может и река смыла. Кто знает?

Снабдив Руса деньгами, мы отправили его с ЧС-никами в Алма-Ату. Мы с Саней решили продолжить поход. Отсупать после некуда, ведь столько уже пройдено. Тимур же возвращаться в города наотрез отказался. Без байка за день пройти оставшийся путь невозможно. Тимур пытается договорится с охотниками, чтобы они доставили его на Иссык-Куль на лошадях за вознаграждение. Те же отказывются, бояться загнать лошадей. Слишком далеко озеро и высоко второй перевал. В итоге после длительных уговоров и торга, решили, что они доставят его на лошадях, но только ко второго перевала (Кок-Айрык), а оставшийся путь к Иссык-Кулю он должен будет преодолеть пешком. Мы же с Саней продолжим путь на байках и на спуске догоним его.

На том и договорились. По долине мы обогнали лошадей, но когда дорога поверула на юг и стала резко забирать вверх под перевал, они обошли нас. Из еды у нас с Саней осталась две каши и сгущенка, всё это мы с удовольствием употребили под перевалом, в тех самых вагончиках. Там же немного подремали. Это придало нам сил и около 7 часов вечера, мы уставшие, мокрые, замерзшие, но довольные стояли на вершине перевала, обдуваемые сильнейшим ветром, в тумане и снегу. От холода немели пальцы (надо было брать с собой теплые перчатки). Быстро сфотографировались и начали 35-километровый спуск. Через 17 км. догнали Тимура, забрали у него тяжелые вещи, договорились встретиться в доме отдыха и покатили дальше. Еще через 10 км. у Сани пробило колесо, а к тому времени уже совсем стемнело, клеить камеру в темноте и бортовать колесо негнущимися от холода пальцами было не самой хорошей идеей. Пришлось ему ехать до автотрассы на спущенном колесе. Там мы с ним расстались, договорившись, что поймает такси. Я же поехал своим ходом. Точное местонахождение пансионата я не знал. Долго петлял в темноте, отмотав еще 15 км. пока нашел его, на входе я обнаружил обессиленного Тимура. В самом конце спуска его, уже еле переставляющего ноги, подобрала случайная попутка. Видимо вид у него был настолько изможденный, что водитель довез его до порога пансионата. Мы сняли номер и стали ждать Сашу, но его все не было. Искать его у нас не было сил, мы провалились в глубокий сон.

На следующее утро оказалось, что Саня благополучно приехал на такси раньше всех и снял коттедж 500 метрах от нашего. Еще через день, к нашему всеобщему удивлению, на автобусе приехал Рус. С загипсованной рукой. Нашей радости не было предела. Вот мы все вместе и добрались до Иссык-Куля. Каждый своим путем, преодолев свои прешрады и пережив собсвтенные приключения. В итоге мы все-таки оказались на этом чудном горном озере, с небольшими отсутплениями от первоначального плана, но зато вместе...
Subscribe

  • (no subject)

    ...а я кажется забыл сказать вам, что я свой блог приостановил. Последняя запись случилась почти 22 месяца назад, но все как-то руки не доходили…

  • Евротрип. Глава 10. Сан-Марино.

    Из Римини несколько раз в день отходит автобус международного сообщения Италия - Сан-Марино. В кассе продавщица, услышав нашу речь, на ломанном…

  • Плюмбум на пике Туристов.

    В субботу халявно сходили на пик Туристов. Подъем начали с Космостанции. По пути встретили девушку, загружавшую в рюкзак свинцовый слиток. Оказалось,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments